История спортивного костюма: от 1900 года до наших дней

История спортивного костюма: от 1900 года до наших дней

История спортивного костюма: от 1900 года до наших дней

От смешных купальников с юбками до колена сквозь века до неоновых найков и леггинсов с невероятными принтами: история спортивного костюма!

Именно в это время впервые появляется трикотажная одежда, которая тянется вместе с телом и отлично впитывает влагу. Также впервые зарождается идея купальников, из-за чего все популярнее становится плавание. Но в моде пока совсем другие виды спорта. Вот список соревнований, состоявшихся в мире в 1900-м году:

  • В Российской империи: чемпионат по конькобежному спорту и Всероссийский турнир по шахматам.
  • В мире: олимпиада 1900 года – летние олимпийские игры, чемпионат Европы по конькобежному спорту и фигурному катанию, чемпионаты по шашкам, регби, футболу и хоккею.

Женская одежда для занятий теннисом

Спорт в то время относился к мероприятиям на свежем воздухе, своего рода отдыху – для него надевалась шитая на заказ, но достаточно непритязательная одежда.

Для занятий спортом девушки надевали английскую блузку: женскую блузку с покроем, как у мужской рубашки, и высоким воротником.

Для вождения автомобилей женщины надевали специальный головной убор – «мотоциклетную вуаль». Для занятий велосипедным спортом, прогулок, игры в крокет и теннис девушки надевали матросскую шляпу-канотье с широкими полями. Вот такой вот спорт.

К этому времени относится возникновение «культа тела». Спорт становится повседневной частью жизни каждого «продвинутого», современного человека.

Велосипеды и так уже распространены, автомобили из роскоши стали средством передвижения. В моду наконец-то пришел загар: он больше не считается прерогативой рабочего класса.

Золотая молодежь отдыхает на Ривьере, пролеживая дни напролет на пляже с шампанским. Спортивная одежда начинает напоминать современную.

Это время популярности джемперов: тогда они еще считались частью спортивного костюма. Для гольфа шьются широкие шерстяные бриджи. Чуть позже появились брюки-гольф с широким напуском на голени. К спортивному костюму обязательно прилагался кепи.

В это время зарождаетс я стиль «унисекс» (тогда он назывался la garconne в честь одноименного романа В.Маргеритта, популярного в ту пору). Девушка 20-х водит автомобиль, курит, играет в гольф и теннис, ярко красит губы и глаза, носит короткую стрижку, танцует в модных клубах ночи напролет.

Женский идеал красоты серьезно изменился. В моде худоба, мальчишеская фигура, плоска я грудь и узкие бедра, длинные ноги. Одежда призвана скрывать пышные формы, если они по недосмотру еще остались. В «тренде» того времени – корректирующие корсеты, уплощавшие бюст и бедра.

Нижнее белье вообще становится проще: если скрывать нечего, то дама носит только лишь бюстгальтер да пояс для чулок. Юбки становятся короче, под них надеваются панталоны «французские» (свободного кроя) или «директория» – панталоны с резинкой у колена.

Под платьями девушки носят нижнюю рубашку длиной до колен на бретельках. А Коко Шанель вводит норму на практичные трикотажные костюмы.

Увлечение спортом становится настолько серьезным, что впервые кутюрье начинают создавать специальные спортивные коллекции.

Уимблдонский турнир 1921-го года открыл всем звезду тенниса Сюзанн Ленглен. Она вышла на корт в легком теннисном платье без рукавов и юбкой чуть ниже колена. Легендарный спортивный костюм сшил для теннисистки Жан Пату, пионер спортивной моды.

Свой магазин спортивной одежды Жан Пату открыл в 1925-м году, да так и назвал его – «Спортивный уголок». Каждый зал в этом новаторском магазине посвящался различным видам спорта, в том числе верховой езде, рыбалке, гольфу, авиации и теннису.

Сюзанн Ленглен в костюме Жана Пату

Пример Сюзанн Ленглен воодушевил других женщин: одежда для отдыха потихоньк становилась именно такой, какую на корте носила она.

1930-е годы

И женщины, и мужчины активно работают над своим телом, стремятся на корты и в спортивные залы. В модную сферу проникают бывшие спортсмены: после завершения основной карьеры они занимаются одеждой. Теннисист Рене Лакост в 1933-м году создает свою компанию, которая начиналась с рубашки-поло для гольфистов и теннисистов, а превратилась в транснациональную  корпорацию.

К тридцатым годам относится известность модельера Мадлен де Раух. Она была настоящей женщиной нового времени и серьезно увлекалась спортом: ездила на велосипеде, прекрасно каталась на коньках, играла в теннис.

После замужества с хоккеистом Альфредом де Раухом она открывает собственный дом моды, где создает одежду для комфортного досуга.

Мадлен де Раух – один из наиболее выдающихся дизайнеров спортивного стиля на все времена.

Костюм от Мадлен де Раух

Еще один «столп» спортивной моды – француженка Вера Бореа графиня ди Реголи. Она открыла свой модный дом в Париже в 1932-м году. Увлечение спортом заставило ее создавать недорогую спортивную одежду из трикотажа, льна, хлопка, твида и фланели.

1940-е годы

Спорт забыт: сейчас не до него, десятилетие военное. Там, где еще существует мода, одеваются в стиле милитари.

Дизайнер Энн Тейлор Бонфи, член олимпийской сборнойСША по горным лыжам и авиатор, инструктор ВМС США, начинает заниматься дизайном лыжных костюмов.

А ее подруга, знаменитая Диана Вриланд, редактор журнала Harper’s Bazaar, продвигает новинку. Энн Тейлор сама становится моделью для своих костюмов и входит в список «100 величайших красавиц мира».

Энн Тейлор Бонфи

Спорт становится обычной частью жизни и немного отходит на второй план. Голливуд демоснтрирует звезд в элегантно-спортивной одежде – джемперах с короткими рукавами, теннисных юбках.

Купальники, 50-е

Трикотаж, еще недавно ткань-изгой, созданная для малоимущих людей, становится частью гардероба. Это время теплых свитеров и свитерков, джемперов, кардиганов и костюмов джерси. Дизайнеры выводят трикотаж на подиумы, ее больше не воспринимают как нечто второсортное.

1970-е годы

Это время демократичной моды, в том числе и спортивной. Время американского дизайнера Джеффри Бина, который создает простую и нарядную одежду в спортивной стилистике.

Американский модельер Ральф Лорен создает марку Polo Ralph Lauren со знаменитым логотипом – игроком в поло.

Сначала в его магазине продавались исключительно галстуки, но потом появились и другие спортивные вещи, в том числе и женские – например, белые сорочки, скроенные на мужской манер, и рубашки поло.

Нью-Йорк 70-х

Другие знаменитые модельеры, продвигавшие спортивную моду – это Билл Бласс, Анна Кляйн, Кельвин Кляйн и Рой Хальстон. Семидесятые – время джинсомании: одежды не спортивной, но вошедшей в спортивный стиль одежды позднее.

1980-е годы

Бум на спорт, спортивную моду и аэробику! Восьмидесятые считаются одним из самых безвкусных десятилетий, но в спорте все было отлично – неоновые цвета, купальники поверх лосин, яркие гетры – это же здорово! В 1982-м году американская актриса Джейн Фонда выпустила свою первую видеопрограмму с упражнениями по аэробике – и аэробикой заболел весь мир.

Джейн Фонда

Джейн Фонда была настолько ярой поклонницей спорта, что, как утверждали знакомые, в любой перерыв начинала отжиматься от пола. Спортивный образ жизни стал идеалом, он транслировался со страниц журналов и экранов телевизоров. В моду вошли лосины, кроссовки, эластичные повязки для волос, футболки, бейсболки, спортивные сумки.

2000-е годы

Спорт вошел в жизнь, а рамки спортивного стиля расширились. Появился стиль спортшик – направление спортивно-бытового микса. Спортивные вещи стали несомненным атрибутом обыкновенной жизни, проникли в вечернюю и деловую моду. Деним и трикотаж висят в шкафу у каждого.

Пэрис Хилтон в Juicy Couture

Спортивные костюмы, кроссовки и футболки – часть жизни. Велюровые спортивные костюмы Juicy Couture вообще не предназначаются для спорта – в них модно ходить на прогулки и даже в кафе.

Наше время

Дизайнеры 21-го века продолжают развивать спорт-шик, соединяя простое и статусное. Это новаторское течение моды,дающее интереснейшие результаты. Современная спортивная одежда – это произведение как искусства, так и науки: она эргономична, впитывает пот, поддерживает и помогает в тренировках.

Спортивная одежда прошла долгий путь, но в итоге стала неотъемлемой частью жизни современного человека – как и сам спорт, надо полагать!

Источник: https://wefit.ru/sport-kostum/

Из истории моды: трансформации спортивного стиля

История спортивного костюма: от 1900 года до наших дней

Долгое время спортивные костюмы для женщин просто не существовали, потому что спорт как таковой считался исключительно мужской прерогативой.

Это не значит, что женщины не играли в различные спортивные игры, просто это считалось лишь забавой, и круг таких игр был достаточно ограничен.

Даже специальные костюмы для верховый езды у женщин не слишком существенно отличались от повседневных (тем более, о том, чтобы носить наиболее удобную для занятий спортом одежду — брюки, не могло быть и речи). 

В конце 19 века девушки играли в теннис, крокет, гольф, баскетбол и даже катались на велосипедах в длинных юбках и платьях. Это было не очень удобно, но очень женственно.

Дамы играют в теннис, 1880 год

Женщины играют в крокет, 1886 год

Школьницы играют в баскетбол, 1890 год

Девушки играют в гольф, 1895 год 

Велоспорт, 1898 год

Первая половина XX века

В начале 20-го века была изобретена трикотажная одежда, которая не сковывала движений и отлично впитывала влагу.

Но в моде были те виды спорта, для которых отлично подходила вполне будничная женская одежда: например, в Англии для большинства игр на свежем воздухе девушки надевали блузу с высоким воротом, скроенную на манер мужской рубашки.

Чуть позже в спортивную моду входит джемпер (естественно, позаимствованный из мужского гардероба). Для игры в гольф, крокет, хоккей и теннис для женщин было обязательным условием надевать головной убор: шляпу-канотье с широкими полями или кепи.

Массовое производство спортивной одежды изначально возникло вследствие популяризации командных игр, а затем плавно перетекло из профессиональной сферы в повседневную жизнь общества.

Хоккеистки США, 1900 год

В 20-30 годы 20 века спорт стал по-настоящему популярен, в том числе и женский. Появился культ тела, заставивший каждую девушку, желающую идти в ногу со временем, активно заниматься. Одежда для занятий спортом и спортивных игр стала намного функциональнее и практичнее: шорты и юбки стали короче, появилась возможность оголить руки.

На Уимблдонском теннисном турнире в наряде от кутюрье Жана Пату блеснула, ставшая впоследствии легендарной, теннисистка Сюзанн Ленглен: платье без рукавов с юбкой-плиссе чуть ниже колена произвело фурор (не меньше, чем игра самой Сюзанн). А Жан Пату несколько лет спустя открыл свой магазин спортивной одежды, в котором представил вещи для занятий различными видами спорта и рыбалкой.

Знаменитая теннисистка Сюзанн Ленглен в костюме от Жана Пату, 20-ые годы XX века. 

Волейбольная команда Государственного Университета Колорадо, 1933 год 

30-40 годы ознаменовались эмиграцией из большого спорта в модную индустрию закончивших свою карьеру спортсменов. Кстати, масштабная международная корпорация «Lacoste» была основана экс-теннисистом Рене Лакостом в 1933-м году. Первыми товарами компании Рене были знаменитые на весь мир рубашки-поло для игроков в теннис и гольф.

Рене Лакост

Разминка перед игрой, ориентировочно 1920-1930 г.г.

Летний костюм для занятий спортом, 1941 год.

Женская юношеская волейбольная команда, Швеция, 1963 год

В середине 20 века спорт перестает играть столь значимую роль, как в начале века, и становится обыденной частью жизни, поэтому никаких существенных прорывов в спортивной моде не происходит, кроме появления более открытых и сексуальных купальных костюмов.

В остальном, спортивная одежда выглядит элегантно и сдержанно: теннисная юбка и джемпер, которые отвечают всем требованиям спортивной моды того времени. Дизайнеры экспериментируют с трикотажем, и он постепенно теряет свой статус «низкосортной» ткани.

 

В 70-ые годы появляется джинсовый тренд и тенденция одеваться более «свободно», а также некоторые элементы спортивного стиля дизайнеры начинают использовать в своих коллекциях. В fashion-индустрии спорт в массы продвигали: Кельвин Кляйн, Билл Бласс, Рой Хальстон, Джеффри Бин, Ральф Лорен и Анна Кляйн.

Спортивный бум в 80-ых

Джейн Фонда, 1982 год 

В 80-ые годы мир сходит с ума по аэробике. По ТВ показывают спортивных, одетых в яркие трико, девушек, которые учат женщин всех возрастов быть активными, сексуальными и стройными. Из сферы спорта в повседневный гардероб попадают вещи неонового цвета, яркие гетры и цветные лосины.

Пионером среди знаменитостей, выпустивших свою программу по аэробике, стала Джейн Фонда. Успех ее программы впоследствии пытались повторить многие: Дениз Остин, Синди Кроуфорд, Дениз Ричардс и другие, а телезрительницы тем временем массово скупали цветные лосины, купальники и боди.

Конец 90-ых — начало 2000-ых

Рамки спортивного стиля существенно расширились в конце 90-ых, когда в спортивном костюме можно было и в спортзал сходить, и на прогулку, и даже в кафе.

Спорт-шик стал главенствующим стилем в одежде молодого поколения: костюмы и минималистичные платья в пол сочетали с кроссовками, юбку-карандаш с бомбером, бейсболки носили абсолютно с любой одеждой, короткие платья комбинировали с кедами и кроссовками на высокой платформе, открытые укороченные топы девушки надевали со спортивными штанами, укороченные шорты с цветными майками.

В начале 2000-ых стиль спорт-шик становится еще ярче: в тренде так называемый гламур, поэтому предметы спортивного гардероба шьют из блестящих тканей, характерно обилие блестящего декора, много розового, популярные бархатные спортивные костюмы носят вместе с остроносыми босоножками на каблуке.

Современный спортивный стиль

Современный спорт-шик, вернувшийся в моду пару лет назад, в целом напоминает микс тенденций 80-ых и 90-ых годов: те же яркие расцветки, сочетание спортивной обуви с платьями и строгими костюмами, повязки на волосы, цветные леггинсы и кроп-топы.

Спортивная одежда вышла далеко за рамки предназначенной ей сферы уже несколько раз за прошедшее столетие, а также в самом начале этого. С течением времени она становится еще более функциональной, практичной и красивой.

Культ тела, который в 20-ые годы прошлого века заставил урезать длину женской спортивной одежды, в наши дни провоцирует дизайнеров создавать все более сексуальные и удобные комплекты для занятий спортом и для повседневной жизни.

Похожее

Источник: https://www.lady-4-lady.ru/2017/10/16/%D0%B8%D0%B7-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/

Р. В. Захаржевская «История костюма: От античности до современности»

История спортивного костюма: от 1900 года до наших дней

Автор: Раиса Владимировна Захаржевская
Название: История костюма: От античности до современности
Издатель: М.: РИПОЛ классик
Год: 2005

Автор книги — крупнейший специалист по истории костюма — знакомит читателя с различными стилями и направлениями в развитии этой области искусства. Вы узнаете, как одевались во времена античности и Средневековья, что было модным при дворе Людовика XIV и в период Директории, как изменялся костюм на протяжении столетий.

История костюма предстанет перед вами в калейдоскопической динамике театральных и кинематографических образов.

Книга окажет неоценимую помощь историкам искусства, художникам театра и кино, модельерам, привлечет внимание читателей, интересующихся историей костюма.

СОДЕРЖАНИЕ

Талантливый ученый и художник-профессионал. В. Зайцев.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раздел I. АНТИЧНЫЙ КОСТЮМ

Глава первая. Исторические предпосылки возникновения античного костюма

Глава вторая. Основы построения античного костюма

Глава третья. Виды античной одежды:

  • Экзомис, экзомида
  • Хитон
  • Пеплос
  • Гиматий
  • Хламида
  • Хлена
  • Тога

Глава четвертая. Костюм в античных трагедии и комедии

Раздел II. СРЕДНИЕ ВЕКА

Глава первая. Костюм раннего Средневековья (IX—XI вв.)

Глава вторая. Средневековый костюм XIII—XVвв

  • Туника
  • Котарди
  • Роб
  • Сюркот
  • Плащи
  • Гупелянд
  • Пурпуэн

Раздел III. ВОЗРОЖДЕНИЕ

Глава первая. Общая характеристика костюма эпохи Возрождения

Глава вторая. Италия

  • Женский костюм
  • Мужской костюм

Глава третья. Франция

  • Женский костюм
  • Мужской костюм

Глава четвертая. Германия

  • Мужской костюм
  • Женский костюм

Глава пятая. Испания

  • Женский костюм
  • Мужской костюм

Глава шестая. Англия

  • Женский костюм
  • Мужской костюм
  • Создаем костюмы английского Возрождения

Раздел IV. XVII ВЕК

Глава первая. Костюм первой половины XVII века

Глава вторая. Период Мольера

  • Мужской костюм
  • Женский костюм

Раздел V. XVIII ВЕК

Глава первая. Новые идеи в европейском костюме

Глава вторая. Костюм первой половины XVIII века

Глава третья. Костюм второй половины XVIII века

Глава четвертая. Костюм периода Французской революции

Раздел VI. XIX ВЕК

Глава первая. Костюм — визитная карточка его обладателя

Глава вторая. Костюм начала века (до 1814 года)

Глава третья. 20-е годы XIX века

Глава четвертая. 30-е годы XIX века

Глава пятая. 40-е годы XIX века

Глава шестая. 50—60-е годы XIX века

Глава седьмая. 70—90-е годы XIX века

Раздел VII. XX   ВЕК (1900—1973 ГОДЫ)

Глава первая. Возникновение принципиально новых стилей одежды

Глава вторая. 1900—1916 годы

Глава третья. 1917—1920 годы

Глава четвертая. 1920—1930 годы

Глава пятая. 1930—1940 годы

Глава шестая. 1941—1945 годы

Глава седьмая. 1965—1973 годы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Костюм в допетровской Руси XVI—XVII вв

Классификация одежды, конструкция и образ костюма

Эволюция формы в рамках стиля

Словарь терминов

Талантливый ученый и художник-профессионал

В книге «ИСТОРИЯ КОСТЮМА» обобщен 30-летний опыт преподавания Раисой Владимировной Захаржевской курса истории стилей на факультете прикладного искусства Московского текстильного института (ныне Текстильная академия) и на историческом факультете МГУ, а также опыт многолетней работы в качестве художника по костюму в театре. Поэтому изложенный материал представляет особую ценность как с теоретической, так и с методологической и практической точек зрения.

Происхождение форм костюма рассматривается автором в неразрывной связи с законами становления и смены стилей в общей истории развития культуры. Здесь особенно ценными являются выведенные Р.В.

Захаржевской закономерности ритмического сокращения периодов смены форм, а также гармонические законы образования и разрушения стиля в одежде.

Анализ функционального назначения костюма проводится с учетом конкретной социально-экономической формации общества и его структуры.

Один из интереснейших разделов книги посвящен оригинальной классификации всех известных видов одежды по типу опорных конструктивных поясов, а также по способам взаимодействия формы и тела. Такая классификация представляет собой особенно плодотворный материал для модельеров.

Исследуя костюм как эстетическое явление, Р.В. Захаржевская проявила себя не только как талантливый ученый, но и как художник-профессионал, наделенный большой концептуальной интуицией.

Книга Р.В. Захаржевской — ценнейшее методическое и практическое пособие как для студентов и преподавателей учебных заведений различного профиля — театрально-художественных, текстильных, исторических и т.п.

,— так и для практических работников легкой промышленности (модельеров, художников по костюму). В некотором отношении книга может рассматриваться как удобное и компактное пособие по композиции исторического костюма для специалистов, работающих в области моды.

Образная и увлекательная манера изложения делает книгу доступной и для широкого круга читателей.

В целом работа Р.В. Захаржевской «История костюма» — существенный вклад не только в историю моделирования одежды, это прежде всего вклад в историю культуры.

Вячеслав Зайцев

 ПРЕДИСЛОВИЕ

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ КОСТЮМА, как определила жанр своего труда сама Р.В. Захаржевская, написаны более четверти века назад . С тех пор вышло немало отечественных изданий на соответствующую тему. Однако работа Захаржевской занимает в этом ряду особое место.

Вышедшая в 1967 году, она — не просто первое послереволюционное издание на русском языке, посвященное истории костюма.

Публикация сразу привлекла к себе внимание высоким уровнем разговора об одном из сложнейших видов прикладного искусства — искусства костюма, глубокой профессиональной культурой, виртуозным владением привлеченного автором обширного материала, оригинальным подходом к рассмотрению предмета.

Назвав первое издание книги «Костюм для сцены», Захаржевская создала обобщающий труд, сделала возможным своеобразное соединение достоверности исторических образов с их театральностью и осуществила прорыв одновременно в нескольких направлениях: было положено начало современной исследовательской мысли в области истории костюма и теоретической оценки практики художественно-образного костюма зрелищных искусств; решалась проблема утоления «голода» в такого рода литературе на русском языке (предыдущее издание было осуществлено Ф. Комиссаржевским в начале XX столетия) в кругах студенческой молодежи творческих учебных заведений и специалистов, работавших в сфере моды, театрального и кинематографического костюма; нарушалось затянувшееся в официальном искусствоведении замалчивание проблем костюма, положение с которым в ту пору обстояло далеко не благополучно — теоретически и практически он находился в глубоком застое. Для подобного прорыва недостаточно было знаний и опыта талантливого художника и яркого педагога, имя которого при жизни стало легендой. Для преодоления устоявшегося в кругах тогдашних советских идеологов шаблона в отношении костюма как некоего буржуазного, малозначащего в жизни людей советского общества атрибута нужны были решимость и убежденность в необходимости переломить наконец этот порочный посыл, нужны были темперамент и качества личности Захаржевской. Не случайно именно ученик Раисы Владимировны — Вячеслав Зайцев, со своим недюжинным талантом художника, заразительной творческой энергией, целенаправленно и последовательно поведет успешную борьбу с косным чиновничеством на практическом поприще борьбы за поднятие культуры костюма в нашей стране, что является безусловной заслугой художника перед отчеством.

Переиздание  труда Захаржевской более чем своевременно, ибо книга не только выдержала проверку временем, но чем дальше, тем больше раскрывается ее ценность.

Для наших дней характерен повышенный интерес к художественному костюму, подогреваемый различными причинами.

Открываются десятки отделений в лицеях, колледжах, вузах, частные студии по подготовке дизайнеров, множатся мастерские по изготовлению костюма. При этом все более актуальным становится вопрос профессиональной культуры.

Россыпь ценнейшей информации в книге Захаржевской заставляет задуматься о необходимом диапазоне и глубине знаний специалистов, дерзающих работать в этой области искусства.

Второе, дополненное издание книги, вышедшее в 70-х годах , формально было предназначено для художественной самодеятельности (уступка времени, чтобы быть напечатанной), однако качество изложенного материала удовлетворит самую требовательную аудиторию как сегодняшних, так и будущих историков искусства, режиссеров, художников моды, театра, кино.

По содержанию работа уникальна, поскольку автор соединяет блестящее знание истории с опытом творческой работы в театре. История оживает в калейдоскопической динамике театральных и кинообразов, привнося живое дыхание, индивидуальные краски в пластику модных форм одежды ушедших эпох, обретающей многомерность, объемность.

Никакое скрупулезное описание примет облика исторического человека неспособно воссоздать подвижную среду, населенную осязаемыми пластическими типажами, так, как это делает Захаржевская, показывая ту или иную эпоху сквозь призму видения ярких творческих индивидуальностей.

Привлекая авторитетный круг имен, она распахивает двери в мастерские, где творится образ костюма, одновременно устанавливает образовательную планку неискушенному читателю. С. Эйзенштейн и А. Таиров, А. Бенуа и А. Головин, Г. Козинцев, Питер Брук, В. Левенталь, Ф. Шаляпин, Г. Ярон, И.

Ильинский… — каждый из этих деятелей культуры несет всегда неожиданное, ошеломляюще новое понимание пластики костюма эпохи Шекспира или Мольера, Островского, Ибсена или Чехова… Тем самым автор вводит читателя в проблематику искусства костюма как художественного предмета, многообразными нитями связанного как с прошлой, так и с современной действительностью, что само по себе при нынешнем разрыве с традициями и дефиците эстетических явлений культуры представляет неоценимый интерес, особенно для молодого поколения.

Художник, историк, педагог на страницах книги постоянно меняются местами. Захаржевская-художник знакомит читателя с различными творческими аспектами создания костюма, в том числе — воплощением замысла художника в материале, где настоятельно подчеркивает формообразующий характер кроя исторической одежды.

На конкретных примерах утверждает абсурдность использования современной конструкции для воссоздания исторической формы, как, например, военного кителя при работе над пурпуэном XVI столетия.

Этот посыл автора во многом обращен в будущее, ибо именно в наши дни приходит осознание необходимости изучения многовекового опыта мастеров кроильного дела при работе над костюмом. Но не только.

Автор-педагог использует материал книги для того, чтобы убедить читателя в том, как изучение линий чертежа или подлинного исторического платья воспитывает глаз профессионала, формирует чувство чистоты стиля, ощущение аромата времени, одинаково необходимых модельеру, художнику кино или сценического костюма. Крой, фактура ткани, цвет предстают в изложении Захаржевской как эстетические категории, составляющие художественное качество костюма.

Захаржевская-историк подводит читателя к мысли о выразительности и напряженности существования костюма, о необычайной разветвленности и порой неожиданности его связей со стилем своей и последующих эпох, о том, как обусловлено это существование малейшими изменениями в окружающем человека предметном мире.

Прослеживая историю костюма от первоисточника к его проявлениям в художественном образе, автор показывает восприимчивость исторического костюма к формам иного содержания и стиля, когда в руках талантливого художника он превращается в живой и послушный материал. Как это было, например, с кубофутуристическими костюмами «Федры» в театре А.

Таирова, жестокие короба которых в полном смысле слова построены А. Весниным на основе пластической эллинской одежды.

Необыкновенная способность автора отбирать и сопоставлять исторические факты с красочными описаниями современниками облика своих сограждан, сталкивать тонко, с чувством меры тщательно отобранные цитаты известных деятелей культуры, высказывания режиссеров и художников — интерпретаторов той или иной эпохи с остроумными собственными наблюдениями и характеристиками, раздвигает пространство мира костюма и устанавливает многообразные формы контакта с читателем книги, поощряя его к собственным художественным открытиям.

Широта охвата материала во времени и пространстве, соединенная с живостью и легкостью изложения, искренностью и глубокой заинтересованностью в судьбе искусства, которому было посвящено творчество художника и блистательного педагога, наделяют работу Захаржевской особой притягательной силой и гарантируют безусловную ее значимость для нашего современника.

Книга Захаржевской, я бы сказала, перенасыщена ценнейшей информацией. В ней ощущается такой запас материала, который в иных условиях мог бы вылиться в многотомный труд по костюму.

Думаю, не ошибусь, выразив благодарность издателям, спасающим от забвения и открывающим заново весьма и весьма необходимую для современного поколения специалистов костюмного «фронта» книгу, по форме и содержанию представляющую собой как бы открытые для широкой аудитории яркие мастер-классы, практическая надобность в которых сегодня снова назрела, как никогда.

Галина Галаджева, кандидат искусствоведения

* * *

РАИСА ВЛАДИМИРОВНА ЗАХАРЖЕВСКАЯ — это имя завораживает и переносит в 60-е годы в аудитории Московского текстильного института. Сразу возникает слегка отстраненный образ хрупкой элегантной женщины. Она быстро рисует на доске силуэты и конструктивные построения исторических костюмов всех времен и народов.

Раиса Владимировна старалась донести до своих студентов, что главное в образе человека — это не физическая красота или модная одежда, главное — это СТИЛЬ. Она и была человеком СТИЛЯ, посвятившим себя служению костюму как объекту искусства и предмету исторического изучения, приняв эстафету у своего учителя П.П. Пашкова.

Художник Валерия Ямковская, которой посчастливилось видеть и слушать Р.В. Захаржевскую

Источник: http://www.ThingsHistory.com/o-proekte/r-v-zaxarzhevskaya-istoriya-kostyuma-ot-antichnosti-do-sovremennosti/

Женская мода и её история развития

История спортивного костюма: от 1900 года до наших дней

Мода во все времена пропагандировала культ тела, веяния моды определялись общественными настроениями и событиями происходящими в жизни общества, меняющими образ жизни людей. Многие девушки и не догадываются, что между сегодняшними модными тенденциями и модой 1900-ых годов много общего. Давайте окунемся в экскурс истории посмотрим на моды ушедшего столетия.

Мода  1900 год

Женская мода в эпоху 1900-ых годов менялась наряду с прогрессивными изменениями в обществе и глобальными событиями, такими как первая и вторая мировая война, переход от женщины домохозяйки к независимой женщине, что естественно отразилось в моде.

Сегодня многие думают: «чем больше я разденусь тем больше у меня будет успех», на самом деле это не так. Чем больше я скрою всё, что у меня есть тем больший интерес я буду вызывать у мужчины. Сделать иллюзию тали, груди и бёдер, не показывать всё сразу — вот что привлекает мужчину. На подсознательном уровне мужчина понимает, что вы не распутная женщина и что с вами можно строить отношения.

Отношение к наготе в 1900 годы было совсем иным чем сегодня, женщины в эту пору носили длинные платья и сильно утягивались корсетами так, что их талия становилась похожа на песочные часы.

Если сегодня многие актрисы готовы раздеться для съёмок в глянцевых журналах и у большинства людей это считается нормальным, то в 1900 годы женщины не позволяли себе таких поступков и это считалось распутством.

Мода этого времени старалась подчеркнуть женскую природу, показать мужчине то что он любит больше всего, а именно контраст между грудью, талией и бёдрами, но завуалировано. Даже макияж слегка подчеркивал черты лица и был практически незаметным.

Мода тех годов создавала уникальный образ жизни и модели этого времени соответствуют грациозности и хрупкости периода модерн. Сильно утянутая талия, открытые рукава,  большая шляпа, платья сделанные с красивым треном, отделанные с длинным шлейфом — всё это сейчас снова входит в  моду. Округлые формы были в моде, полнота женщины означала её здоровье, если девушка имела худобу, то считалось что она не здорова.

Большой переворот в моде 20 века произвел русский балет. С.П. Дягилев в 1909 году привозит русский балет в Париж в театр Шатле.

Чтобы собрать большую публику  танцовщицы его труппы носили вместо корсетов лифчики, которые были введены в моду в 1903 году, но стали популярными только после дней русского балета в Париже, у них был открыт живот и открытые руки. Труппа Дягилева также не была худощавой, балет в те времена отличался от сегодняшнего.

Мода 1910 х годов

В Первую Мировую Войну в 1914 году мода кардинально меняется. Мужчины уходят на фронт. Впервые в истории человечества женщины становятся одинокими. На плечи женщин ложатся все мужские обязанности, женщины идут работать — сёстрами милосердия в армию, в торговлю, на заводы и фабрики, обучаясь мужским профессиям, что послужило началом эмансипации.

В связи с эти изменяется культ женской красоты — округлые формы выходят из моды. Поскольку таких женщин к окончанию войны в 1918 году уже не осталось, война принесла стресс, голод и страдания, женщинам приходилось много работать, носить рабочую одежду, которую раньше носили только мужчины.

Культ пышных дам уходит, поскольку из-за нехватки продовольствия их не остается.

По окончанию войны знаменитый в те времена во Франции дизайнер Поль Пуаре изменяет отношение к женской одежде, он полностью исключает корсет из женской одежды. Одежда держится вокруг шеи, появляется возможность оголить спину. Спина становится главным предметом интереса мужчин.

Новый силуэт напоминает скорее доску  —  он прямой, совершенно упрощенный, стрижку составляли укороченные волосы, стиль назывался «la garçonne» — с французского на русский это можно перевести как «девушка-парень» или «пацанка».

Женщины позволяют себе еще больше — они переодеваются в прозрачные муслиновые платья, вышитые бисером и стеклярусом, которые часто носили на нагое тело. Макияж женщины стал ярким.

Длина юбок становится все короче. Это привело к взлёту сексуальности, женщины почувствовали себя более раскрепощенными и свободными. Подчеркнуто свободный образ жизни был моден в те времена, женщины получили право голоса.

Мода 1920 х годов

Канон красоты женщины 20х годов — у неё короткая стрижка с чёлкой, черные веки, маленькие губы, плоская грудь,  короткое до колен платье без подчеркивания талии, которое держится на лямке вокруг шеи и сигарета, курение было в те времена модным.

 А те женщины, которые открыли для себя мир мужской силы и мужских профессий: выполняли тяжелую работу в тылу, работали на заводах и оказывали посильную помощь бойцам фронта, эти женщины в 1920 годах самостоятельно входят в спорт, создаются женские любительские футбольные команды, хоккейные команды, женский бокс. Женщины начинают терять черты женственности у них появляется желание показать свою силу.

В 20е годы появляется много женских клубов. Мужчин в послевоенные годы на всех не хватает. Женщина вынуждена сама нести груз обязанностей, которые раньше несли мужчины. И это находит своё отражение в моде 20х годов. Женщины постепенно переодеваются в мужскую одежду, брюки и сапоги, короткие стрижки и мужской пиджак.

Разрешены смешанные пляжи, раньше мужские и женские пляжи были разделы. Первым смешанным пляжем считается константинопольский пляж «Флория». Теперь женщины чаще проводят время на пляже в целях знакомства с мужчинами. В моду входит загорелое тело.

Мода 30 х годов

Мода 30 х годов — это откат назад. В моду возвращаются пышные формы и плавные линии подчеркивающие изящество женской фигуры, на смену сумбурным эмансипированным годам пришли чувственные тридцатые.

В моде снова длинные платья, скрывающие всё то, что показывали эмансипированные женщины. Однако макияж оставался ярким.

Получив такие же права как и мужчина, женщина поняла, что ей не обязательно уподобляться мужчине и соперничать с ним в грубой силе, её роль быть хрупкой, чувственной и ранимой.

Мода 40 х годов

Мода 40 х  годов была навеяна Второй Мировой Войной.

Особенно во время войны ощущалась нехватка тканей, многие платья перешивались из старых, была в моде обувь на платформе, женщины лишились возможности ухаживать за своими волосами, поэтому главным аксессуаром женщины был тюрбан, длинные волосы были зачёсаны наверх и спрятаны в тюрбаны, таким образом женщины носили высокие прически. Широкие плечи в женской одежде.

В моде стиль милитари и тёмные практичные оттенки: тёмно-коричневый, бордовый. Сумки часто были квадратными в виде патронташа, в моду входит кожа из питона и крокодила, потому что все другие виды кожи уходит на обмундирование солдат. Молния сзади получила популярность и была почти на всех женских платьях.

После окончания Второй Мировой Войны в моде спортивное и подтянутое женское тело, большие формы и подчёркнутая талия, культ спорта и активизма женщины. Это связано с тем, что женщины принимали активное участие в трудовой деятельности в послевоенные годы.

Мода 50 х годов

В 1950-е годы в моду снова входят корсеты, подчеркивающие осиную талию женщины, совсем как в 1900-е годы, отличия были только в открытости современных нарядов, поскольку некоторые из них имели широкое декольте.

Мода 50 х годов копирует практически все от моды начала двадцатого века. В моду входят клетчатые облегающие брюки, клетчатые пиджаки и платья, а также платья в горошек. Женские плечи вновь становятся узкими.

Главной чертой становятся стройность и изящность, круглые шляпки и остроносые туфельки — всё это подчеркивает независимый образ женщины.

Мода 60 х годов

В 1960-е в моде миниатюрные женщины. Сексуальная революция способствовала появлению особых образов — кукольные лица, худоба, распущенные прямые волосы, короткие распущенные стрижки, маленькие платья или дерзкие мини-юбки.

Полёты в космос нашли отражение в моде, в виде необычных нарядов девушек, которые в широких массах не нашли большого распространения.

Движение хиппи в 1968 году вносит в моду свои изменения, так появляется стиль унисекс, рубашки и брюки мужского покроя, от мужчин женщин отличает лишь стройность фигуры, высокие сапоги и длинные волосы,  нашивки и наклейки «love» и «peace».

Мода 70 х годов

В 1970-е годы наблюдается несколько стилей: набирающий популярность стиль хиппи, а также панк, глэм-рок, унисекс и богемный стиль. В моде брюки клёш, струящиеся ткани, одежда с яркими принтами и бахрома.

Среди хиппи наиболее популярны легкие летние платья ярких расцветок в сочетании с джинсовой курткой или джинсовым жилетом, из обуви хиппи предпочитали сандалии, либо легкие ботинки. Их руки и шею украшали бусы из натуральных материалов и фенечки. Стиль хиппи это американский стиль, он считался фольклорным и брал своё вдохновение у индейских племен.

Богемный стиль представляли платья и сарафаны с использованием шифона. Богемный стиль подчеркивал романтичность и женственность используя в  образах женщин широкие рукава, складки и кружевную вышивку.

Мода 80 х годов

 1980-е годы — это годы преобладания опят же нескольких стилей:

  • молодёжный хип-хоп — стиль улиц,
  • спортивный стиль — аэробика и фитнес (вошли в моду и набирали популярность),
  • агрессивная сексуальность — этот стиль женщины перешел с экранов телевизоров и воплотился в жизнь.

Понятие о красоте женского тела меняется — в моде стройные, спортивные девушки. Киноиндустрия в значительной степени оказывала влияние на женщин.

Стало модно то, что носили главные героини фильмов, а в основном это были модные марки от  Versace,  Valentino, Emanuel Ungaro, Cerutti, Chanel, Christian Lacroix.

Женщины пытались быть похожи на главных героинь голубого экрана и с большой желанием покупали одежду известных марок.

В восьмидесятые женщины доказывают обществу, что не хуже мужчин способны вести бизнес.

Они занимаются коммерцией, создают финансовые корпорации, либо занимают ключевые посты в много миллионных компаниях — так появляется понятие бизнес-леди.

Образ бизнес-леди — это строгий и изящный стиль деловой женщины: приталенные платья, брючные костюмы, пиджаки и жакеты с широкими плечами, вечерние платья.

Мода 90 х годов

В 1990-е годы стили грандж и хип-хоп наиболее популярны среди девушек подростков, поскольку в мире молодёжной музыки звезды демонстрируют уличный стиль хип-хоп.  Ещё одна причина популярности стиля удобство в повседневной жизни этой одежды: джинсы, футболки, толстовки, свитера,  из обуви  можно было носить удобные кроссовки и ботинки.

Благодаря группе «Нирвана» в  девяностые годы стал популярен стиль гранж, группа имела огромный  успех среди молодёжи и подростки хотели быть похожими на  Курта Кобейна.

  Молодые девушки, носили свитера на два размера больше и мешковатые джинсы, показывая этим свое безразличие к моде. Характерной чертой стиля является небрежность в одежде.

Приверженцы стиля носили: рубашки с вытянутыми локтями, рваные джинсы, футболки, куртки-косухи, кеды и тяжелые ботинки. Гранж своими чертами отдаленно напоминал эпоху хиппи, но был лишен лёгкости того стиля.

В России в девяностые годы после распада СССР пришла одежда из Западной Европы, а также Турции и Китая. Множество вещевых рынков предлагали одежду разного качества по приемлемым ценам. Всё то, что было модно на западе после падения железного занавеса с радостью принималось в России вместе с западными фильмами и товарами народного потребления.

Мода 2000 года

Наступил двухтысячный год. В моду вошли откровенные наряды, видимо из-за нехватки материалов и истощения ресурсов планеты вся одежда становится короче ровно в двое.

В моде: короткие топы, мини-юбки, открытые рукава и глубокие декольте, минимализм в одежде, причём не важно обладает ли девушка стройным телом или она имеет пышные формы.

Конечно, в приоритете девушки, уделяющие время фитнесу.

 Короткие коктейльные платья приходят на смену длинным вечерним платьям и вместе с этим на смену дамской сумочке приходит клатч.

Среди подростков в моде джинсовый стиль, сильно изменившийся со времен хип-хопа девяностых. Джинсовый стиль преобразился, стал более ярким и женственным — узкие джинсы, джинсы с заниженной талией, с дырками на коленях, украшенные рисунком из страз, приталенные джинсовые пиджаки и куртки. Этот стиль одежды совсем не похож на то, что носили девушки подростки в девяностые.

О том что модно 2017 году, вы можете узнать из статьи: Самые модные тренды в одежде 2017 года (с фото).

В заключении статьи хотелось бы отметить:

Красота — это уникальное эстетическое представление. Как только красота становится растиражированной, она перестает быть красотой и становится часто вульгарностью.

Поэтому мода — это всегда усилие над собой, а как только вы одевайтесь удобно и комфортно (как делают сотни тысяч других женщин) вы уже становитесь не модной, а растиражированной.

Поэтому всегда в любую эпоху красота требует от женщины жертв и страданий, страданий на каблуках, от диеты, от накладных ресниц. Красота это усилия.

Обычно, мода кардинально меняется раз в десять лет, мелкие изменения происходят раз в полгода. Моду можно увидеть только сквозь призму прошлого, предвидеть моду никто никогда не мог, мы можем только предположить модные тенденции.

Мода зависит от глобальных изменений в мире, от событий которые заставляют людей смотреть по-другому на вещи и менять образ жизни, соответственно обновлять модный гардероб.

Мода помогала людям обрести себя, мода — это рычаг, с помощью которого женщина достигала самовыражения.

Источник: https://lady-hit.com/krasota/moda/zhenskaya-moda-i-eyo-istoriya-razvitiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.